Новые правила налогооблажения контролируемых иностранных компаний

15.10.2020

22 мая 2020 года подписан закон №466-IX («Закон», бывший законопроект №1210), во многом имплементирующий нормы плана BEPS (Base Erosion and Profit Shifting) в Налоговый кодекс Украины («НКУ»).Закон вводит правила контролируемых иностранных компаний (далее - «КИК»), которые существенно изменяют правила игры для украинских физических и юридических лиц, владеющих структурами за рубежом. Правила КИК вступают в силу с 1 января 2021 года. В основном - это статья 39-2 Налогового кодекса Украины. Правила КИК распространяются на физических и юридических лиц - налоговых резидентов Украины, которые контролируют КИК («Контролирующие лица»). Если физическое лицо постоянно проживает в Украине и его центр жизненных интересов (семья, бизнес, дети и т.д.) находится в Украине, вероятнее всего такое лицо будет признаваться налоговым резидентом Украины. Определение резидентности украинского юридического лица должно осуществляться с учетом новых правил определения места эффективного управления, предусмотренных в п. 133.1.5. НКУ. Контролирующее лицо может осуществлять как юридический, так и фактический контроль над КИК. 

КИК может признаваться любое юридическое лицо, зарегистрированное за рубежом (не обязательно оффшор), и которое находится под контролем Контролирующего лица. При этом, к юридическим лицам могут приравниваться любые корпоративные образования/ организации без статуса юридического лица (партнерства, трасты, фонды и т.д., а также нерезиденты, организационно-правовая форма которых включена в перечень Кабмина №480 от 04.07.2017 года). Для США по постановлению КМУ №480 от 04.07.2017: Сполучені Штати Америки (штати Делавер, Каліфорнія, Невада, Нью-Джерсі, Нью-Йорк, Техас, Флорида): General Partnership - GP - повне партнерство - General PartnershipLimited Liability Partnerhip - LLP - партнерство з обмеженою відповідальністю - Limited Liability PartnerhipLimited Liability Company - LLC - компанія з обмеженою відповідальністю - Limited Liability Company.

Объектом налогообложения НДФЛ/ военным сбором или налогом на прибыль Контролирующего лица является часть прибыли до налогообложения КИК согласно данных неконсолидированной финансовой отчетности за отчетный календарный год, скорректированной на предусмотренные НКУ разницы, пропорциональная доли, которой владеет либо контролирует такое Контролирующее лицо. Такая скорректированная прибыль рассчитывается по правилам бухгалтерского учета, которые предусмотрены в соответствующей юрисдикции, где КИК является налоговым резидентом, и согласно сроков подготовки отчетности такой юрисдикции. Указанные разницы при расчете прибыли КИК будут применяться к отчетным периодам, которые начинаются после 1 января 2022 года, т.е. фактически не будут применятся к первому отчетному периоду КИК (2021 году).

Однако, уже с 1 января 2021 года будут применяться следующие правила, направленные на избежание двойного налогообложения КИК и контролирующего лица:

- Скорректированная прибыль КИК, которая была включена в объект налогообложения одного Контролирующего лица, не может быть включена в объект налогообложения другого Контролирующего лица.

- В случае если КИК прямо или опосредованно владеет долями в юридических лицах, зарегистрированных в Украине, скорректированная прибыль такой КИК уменьшается на суму начисленных доходов от участия в капитале в таких юридических лицах, зарегистрированных в Украине, и на сумму начисленных доходов в виде дивидендов, которые выплачиваются либо подлежат выплате в пользу такой КИК от юридических лицах, зарегистрированных в Украине.

Что нужно подавать в Украине:

Вместе с декларацией о имущественном состоянии и доходах физических лиц либо с декларацией по налогу на прибыль юридических лиц Контролирующие лица должны будут подавать отчет о КИК, в котором указывать соответствующую информацию, предусмотренную НКУ. Среди прочего, в отчете необходимо будет указать структуру собственности, размер прибыли КИК, количество сотрудников, перечень всех операций между КИК и связанными лицами-контрагентами, а также между КИК и компаниями из «низконалоговых» юрисдикций, согласно соответствующих перечней Кабмина, расчет суммы налога.

К отчету о КИК нужно будет приложить надлежащим образом заверенную финансовую отчетность КИК, составленную по правилам бухгалтерского учета, которые применяются в соответствующей юрисдикции, где КИК является налоговым резидентом. Даже если по правилам такой юрисдикции не предусмотрена обязанность готовить финансовую отчетность, Контролирующему лицу необходимо будет обеспечить такую подготовку для налоговых целей в Украине. Если граничные сроки подготовки финансовой отчетности в юрисдикции КИК истекают позже граничного срока для подачи декларации Контролирующего лица, такие копии финансовой отчетности КИК подаются с соответствующими декларациями Контролирующего лица за следующий отчетный (налоговый) период. Если у налоговых органов будут сомнения в отношении достоверности и полноты документов по КИК, они могут требовать предоставления аудиторского заключения.

Также, Контролирующее лицо обязано подавать уведомление о приобретении доли в КИК/ фактического контроля над КИК, отчуждения доли КИК/ потери фактического контроля над КИК.

Каким образом налоговые органы могут узнать о КИК:

  • Банк или иное финансовое учреждение могут узнать о том, что физическое/юридическое лицо - резидент Украины владеет долей в КИК, в результате проведения процедур по идентификации/верификации клиентов. В таком случае банк/ финансовое учреждение обязаны сообщить о выявленном факте Министерству финансов Украины.
  • Государственный регистратор может узнать о том, что физическое/юридическое лицо - резидент Украины владеет долей в КИК, в результате получения информации о конечном бенефициарном собственнике, в том числе о структуре собственности. В таком случае государственный регистратор/Министерство юстиции Украины обязаны сообщить о выявленном факте Министерству финансов Украины.
  • Налоговые органы могут получить информацию о КИК по запросу от иностранных налоговых органов, если у налоговых органов Украины будут факты, указывающие на наличие необходимой информации в соответствующей стране;
  • Налоговые органы Украины могут запросить глобальную документацию ТЦО (мастер-файл), которая включает описание структуры группы, у юридического лица - резидента Украины, которое входит в международную группу компаний, если консолидированный доход такой международной группы компаний превышает 50 млн. евро.
  • После присоединения Украины к автоматическому обмену информацией по единому стандарту ОЭСР (CRS), налоговые органы Украины смогут получить информацию о банковских счетах иностранных юридических лиц, контроль над которыми осуществляют физические/юридические лица - резиденты Украины, в том числе, информацию о таких контролирующих лицах (ФИО, дата рождения, адрес проживания, налоговый номер и т.д.). Планируется, что Украина присоединится к CRS в 2022 году.

Штрафы за несоблюдение правил КИК:

Контролирующие лица обязаны подавать отчет о КИК, а также сообщать налоговым органам Украины о каждом непосредственном/опосредованном приобретении доли в КИК/ установлении фактического контроля над КИК, а также отчуждении доли в КИК/ прекращении осуществления фактического контроля над КИК. В случаи невыполнения указанных требований, применяются следующие штрафы:

  • 100 размеров прожиточного минимума для трудоспособных лиц (приблизительно 210 тыс. грн) за неподачу отчета о КИК;
  • 1 размер прожиточного минимума для трудоспособных лиц (2 102 грн) за каждый день просрочки подачи отчета о КИК, но не более 50 размеров прожиточного минимума для трудоспособных лиц (приблизительно 105 тыс. грн);
  • 3% суммы дохода КИК или 25% скорректированной прибыли КИК, но не более, чем 1000 размеров прожиточного минимума для трудоспособных лиц (приблизительно 2,1 млн грн) за не раскрытие информации о существующих КИК или частичное раскрытие информации о КИК;
  • 300 размеров прожиточного минимума для трудоспособных лиц (приблизительно 631 тыс. грн) за каждый факт не сообщения налоговым органам Украины о приобретении доли в КИК/ установлении фактического контроля над КИК, а также отчуждении доли в КИК/ прекращении осуществления фактического контроля над КИК в установленные сроки;
  • 3% от суммы дохода КИК, но не более 1000 размеров прожиточного минимума для трудоспособных лиц (приблизительно 2,1 млн грн) за неподачу/ подачу не в полном объёме ТЦО документации, копии первичной документации по запросу налоговых органов Украины.

Штрафные санкции и пеня за нарушение правил КИК при определении и расчете прибыли КИК не применяются по результатам 2021-2022 отчетных (налоговых) периодов. Административная и уголовная ответственность за какие-либо нарушения, связанные с применением правил КИК, не применяется к налогоплательщикам и/или их должностным лицам по результатам 2021-2022 отчетных (налоговых) периодов.

Исключения из правил КИК:

Законом предусмотрены некоторые исключения, когда прибыль КИК будет освобождена от налогообложения в Украине, однако, декларировать наличие КИК придётся, в частности:

  • Если между Украиной и юрисдикцией, налоговым резидентом которой является КИК, подписана Конвенция об избежании двойного налогообложения («Конвенция») либо об обмене информацией, а также если выполняется одно из следующих условий:
    • КИК фактически уплачивает налог на прибыль по эффективной ставке, которая составляет 13 и более %. Эффективная ставка рассчитывается посредством деления суммы расходов по уплате налога на прибыль (т.е. фактически уплаченных налогов) на сумму прибыли до налогообложения по данным финансовой отчетности на соответствующий календарный год и умноженное на 100%.
    • Доля пассивных доходов КИК составляет не более 50% общей суммы доходов КИК. Если доля пассивных доходов КИК составляет более 50%, для целей НКУ доходы считаются активными, если КИК:
      • Фактически выполняет существенные функции, несет риски и использует активы в операциях, которые приводят к получению соответствующих активных доходов;
      • Имеет необходимые ресурсы для выполнения указанных функций, управления рисками и использования активов (квалифицированный персонал, основные средства в собственности или пользовании, достаточный собственный капитал и т.д.).

Также, Законом предусмотрены следующие исключения, когда прибыль КИК будет освобождена от налогообложения в Украине:

  • Если совокупный доход всех КИК не превышает 2 миллиона евро по данным финансовой отчетности на конец отчетного периода;
  • КИК является публичной компанией, акции которой торгуются на признанной бирже согласно постановлению Кабмина;
  • Если КИК является благотворительной организацией согласно законодательства соответствующей иностранной юрисдикции и не распределяет доходы в пользу ее учредителей.


Таким образом,  в любом случае нужно будет декларировать КИК в налоговых органах Украины и вероятно уплатить налоги на прибыль (если КИК не будет подпадать под исключения по налогообложению, описанные выше). Вариант ничего не подавать и не декларировать в Украине влечет риски выше описанных штрафных санкций, однако по результатам 2021-2022 отчетных (налоговых) периодов ответственность к контролирующим лицам применяться не будет.

Адвокатське бюро Катерини Григоренко, Європейська 6а, Полтава, 36000, (050) 598-85-17
Створено за допомогою Webnode
Створіть власний вебсайт безкоштовно! Цей сайт створено з допомогою Webnode. Створіть свій власний сайт безкоштовно вже сьогодні! Розпочати